Особенности термиков
Обычно моделисты, занимающиеся планерами классов F1 и F3, интересуются структурой термиков, предоставляющих энергию для полета их моделям. В этой статье мы попытаемся описать термики. Несмотря на то, что ее нельзя назвать сугубо научной, но понятия, изложенные в ней, основываются на широком изучении теории и практики данного вопроса.
Пограничный слой
Термики коротко можно определить как колонны поднимающегося воздуха. Расширенное их определение потребует отступления в физику пограничного слоя атмосферы. Самый близкий слой к поверхности земли это пограничный слой. Но, нас интересует такая разновидность пограничного слоя как конвективный пограничный слой, появляющийся над землей при умеренном или слабом ветре в дневные часы.
Толщина конвективного слоя колеблется от нескольких сотен метров и до 3 км в зависимости от поступающей энергии солнца, скорости ветра, влажности земли, атмосферных условий в данном регионе и других факторов. Приземный слой толщиной 100-200 м является его дном. Благодаря контакту с земной поверхностью нагревается приземный слой.
Поэтому, термики, в основном, это колонны теплого, и соответственно, «плавучего» воздуха, поднимающегося из приземного слоя. Расстояние между термиками составляет 1-2 км, а их диаметр в два раза меньше, чем расстояние между ними, то есть 500-1000 м. Многие термики пограничный слой пересекают вертикально. Между термиками есть широкие области опускающегося вниз воздуха. Но, эти потоки не очень сильны, так как распределены по большей площади. В верхней части пограничного слоя все протекает наоборот, но мы весьма редко летаем на такой высоте.
Обычно, мы летаем в приземном слое, лишь иногда – в нижней части пограничного слоя. Воздух, который поднимается в приземном слое, то есть на высоте 100-200 м, имеет форму маленьких вихрей с диаметром в несколько десятков метров. Около верхушки приземного слоя вихри собираются, и образуют собственно термики. Между пограничным слоем и приземным слоем граница нечеткая, и поэтому нам довольно часто приходится наблюдать, то полет в хорошо организованном термике, то попеременно в неорганизованных вихрях.
Рубрика: Советы