Крепеж для моделизма
Для создания любой модели используются крепежные элементы: винты, шурупы, гайки. Особенно они необходимы в сложных механических моделях, таких как автомобили, вертолеты и пр. В этой статье постараемся сделать акцент на такой необходимый материал как инбусные винты с внутренним шестигранником. Этот крепежный материал под отвертку разных видов, закладные и самоконтрящиеся гайки относительно недавно пришел к нам из-за рубежа.
Разновидности винтов
Сейчас, кроме традиционных винтов с крестовой и лицевой головкой, довольно часто на моделях нового типа используют винты, закручивающиеся только специальными шестигранными отвертками. Такие винты имеют обычную цилиндрическую форму, но у них в головке есть шестигранное углубление под отвертку. Такие винты называют «инбусными». Их название происходит от немецкого «Innensechskantschraube Bauer und Schaurte», что означает винт с внутренним шестигранником Bauer & Schaurte. Немецкая компания Bauer & Schaurte еще в 1936 год запатентовала винты с головками данного типа, и затем начала их массово выпускать и реализовывать. Но, в СЩА такие винты начали применять еще в 1911 году.
В моделизме, в основном, используют цилиндрические инбусные винты с резьбой М2, М2,5, М3, М4, М5. Такие винты согласно международному стандарту DIN 912 обозначаются кодом. От размера резьбы винта зависит размер внутреннего шестигранника в его головке, и поэтому необходима отвертка, подходящая под такой винт. Основное преимущество таких винтов заключается в том, что шестигранная форма полости в головке повышает площадь соприкосновения винта и отвертки, что дает возможность передавать большое усилие при закручивании и демонтаже винтов. В отличие от винтов с крестообразным углублением, инбусные винты способны выдерживать в 10 раз больший крутящий момент.
Шестигранное углубление в головке также дает возможность надевать винт на кончик отвертки, что позволяет создать комфорт и большое удобство при работе. Инбусные винты можно сильно затягивать, не опасаясь сорвать шлиц как на обыкновенных винтах. Также, выпускаются специальные отвертки с шестигранными круглыми головками, позволяющие такие винты закручивать в труднодоступных местах под углом около 30 градусов. При сборке сложных конструкций такие преимущества просто незаменимы.
Резьбовые штифты используют для крепления различных деталей, для фиксации шестерен на валу. По виду такие винты также без головок, и в их верхней части тоже есть шестигранное углубление под отвертку (маркировка DIN 913). В некоторых узлах моделей, электродвигателей и др. такие винты просто незаменимы. В моделизме зачастую используют винты с резьбой М3 и М4, во многих случаях это термообработанные твердые изделия. Следует отметить, что при выполнении работ с похожими винтами с резьбой М3 нужно осторожно их закручивать и контролировать прилагаемые усилия, чтобы не срезать внутренний шестигранник. Если винт невозможно открутить из-за застывшего «локтайта», то его нужно предварительно прогреть паяльником.
Рубрика: Советы