Распространенные в моделировании материалы
Для строительства летающей модели используются следующие материалы: сосна, липа, бамбук, бальза, чий, папиросная бумага, фанера и другие. Сосна это самый распространенный материал, используемый для изготовления многих частей моделей планеров, воздушных змеев, самолетов. Сосна имеет высокие механические свойства, и ее хорошо обрабатывать режущим инструментом.
Используют сосну прямослойную (волокна параллельны и прямолинейны друг к другу) и мелкослойную (расстояние между волокнами составляет не более 1 мм). Из сосны изготавливают рейки фюзеляжей для моделей самолетов и планеров, законцовки, грузики, кромки стабилизаторов и крыльев, нервюры, распорные рейки и лонжероны воздушных змеев. Ее плотность – 0,54 г/см3.
Липа это легкая, мягкая и пористая древесина. Ее плотность – 0,48 г/см3. В отличие от сосны, она однороднее и лучше обрабатывается. Из липы изготавливают винты моделей самолетов, грузики и макеты летательных аппаратов. Бамбук растет в субтропических странах. Его плотность – 0,4 г/см3. У него очень прочный внешний слой, и его стебель состоит из отдельных полых колен. Для деталей лучше использовать бамбук с толщиной стенки 3-5 мм и с диаметром стебля – 30-60 мм. Бамбук хорошо строгается рубанком, колется вдоль волокон, обрабатывается напильником.
Бальза относится к редкой породе древесины, которая очень мягкая и легкая в сухом виде. Ее родиной является Южная Америка. Бальза довольно легко и просто обрабатывается. Конструкция из бальзы при одной и той же массе более жесткая, в отличие от сосны или липы. Бальзу нужно обрабатывать инструментом с тонким лезвием и с малым углом заострения. Сегодня бальзу применяют для изготовления практически всех частей летающих моделей. У нее очень неоднородны физико-механические свойства и плотность. В свежесрубленной бальзе содержится до 95% воды, и она очень тяжелая, но она становится легче после валки и сушки. В ядре и у комля плотность составляет 0,3 г/см3, а плотность молодой заболони – 0,05 г/см3. У бальзы снижается прочность при уменьшении плотности, поэтому авиамоделисты внимательно относятся к подбору деталей и сечений реек летающих моделей.
Чий растет в Средней Азии. У стебля этого многолетнего злака толстые стенки, и внутри он заполнен мягкой пористой массой. Этот упругий и прочный материал используют для изготовления кромки, распорки, нервюры и других деталей. Папиросную бумагу используют для обтяжки схематических моделей, для изготовления воздушных шаров и парашютов. Белая папиросная и микалентная бумага легко окрашивается с помощью анилинового красителя. Для изготовления бумажных моделей можно использовать плакатную и чертежную бумаги.
Фанера представляет собой склеенные листы шпона, в котором слои расположены перпендикулярно. Фанеру производят из шпона таких пород, как бук, береза, сосна, ольха. Для летающих моделей лучше использовать березовую, авиационную фанеру. Из фанеры производят нервюры фюзеляжных моделей планеров и самолетов.
Рубрика: Моделирование