Моделируем лопасти винта
В конструкции модели вертолета важной деталью являются лопасти несущего винта. Летные качества модели определяются весовыми и аэродинамическими характеристиками. Сейчас много компаний выпускают большой ассортимент лопастей несущего винта, предназначенных для различных видов полетов и определенного типа моделей. Но, у фирменных лопастей есть один недостаток – высокая цена для моделистов стран СНГ. На самом деле моделисты, особенно начинающие, в летний сезон могут вывести из строя до десятка пар лопастей. Лопасти также ломаются и у опытных моделистов. В связи с этим у многих моделистов возникает желание самостоятельно освоить технологию, изготовления лопастей несущего винта модели вертолета.
При изготовлении лопастей основная сложность заключается в процессе балансировки лопастей. Следует отметить, не вдаваясь в теорию, что лопасти будут динамически и статически сбалансированы тогда, когда будут иметь одинаковый вес, и их центры тяжести будут находиться на одинаковом расстоянии от точки крепления к втулке и от передней кромки. Другими словами, только тогда, когда будут выполнены эти два условия, лопасти не будут возбуждать дополнительной вибрации. Есть много способов балансировки лопастей несущего винта. Эти способы отличаются методами и средствами измерений и сравнений массы и координат центра тяжести лопастей. Например, для модели вертолета Хеликс необходимо отбирать пары лопастей с разбросом по массе не более 5 г. Поэтому на этом этапе нужны будут весы с точностью до 0,1 г. Для каждой лопасти положение центра тяжести по длине (радиусу ротора) определяют путем взвешивания на ребре дюралюминиевого уголка.
Если для данной пары лопастей эта величина будет одинаковой, тогда следует заняться довешиванием более легкой лопасти, при этом надо на всю ее поверхность нанести несколько слоев жидкого лака с последующей шкуровкой. Зачастую положения центров тяжести не совпадают. Для того, чтобы их совместить, надо высверлить два-три отверстия глубиной до 70 мм и диаметром 4-5 мм в буковом концевом, более массивном торце. Безусловно, сверление нежелательно, поскольку оно ослабляет наиболее нагруженные участки ответственной детали. После продольной балансировки надо снова сделать калибровку по массе каждой пары. Согласно этой методике каждый моделист должен иметь точные весы.
Рубрика: Моделирование