Делаем стеклопластиковый фюзеляж авиамодели.
В этой статье рассмотрим обычный «безвакуумный» способ ламинирования фюзеляжа самолета из стеклоткани. При выполнении данного метода необходимо произвести следующие операции:
— обработать форму разделителем;
— нанести поверхностный слой;
— произвести ламинирование, включая монтаж формы и склеивание шва;
— извлечь готовое изделие.
Обработка формы разделителем
Перед тем как производить ламинирование нужно форму обработать разделительным слоем, благодаря которому изделие не будет прилипать к ней. В виде основного разделительного материала используют специальную мазь (ваксу), обычно, его основу составляет пчелиный воск. Производитель советует покрывать мазью 4-5 раз, при этом каждый слой должен сушиться в течение 4-6 часов. С помощью такого количества слоев можно на поверхности формы получить защитную глянцевую плотную оболочку. На этом этапе не следует торопиться, чтобы не испортить дорогостоящие материалы и форму.
Жидкий PVA разделитель рекомендуется применять при изготовлении сложных и больших деталей, а также при получении в новой форме первой формовки изделия. Разделитель на поверхность нужно наносить мелким распылителем или мягкой кистью. После высыхания благодаря нему образуется малой толщины глянцевая пленка. Только после обработки разделительной мазью, нужно наносить разделитель на поверхность формы. Производитель рекомендует продолжать дальнейшую работу только после того, как форма будет обработана разделительной пастой, то есть не ранее, чем через 4 часа.
Поверхностный слой
На этой стадии наносится слой гелькоута, иными словами, производится покраска формы. Под гелькоутом подразумевается полиэфирный материал, используемый для получения безупречной поверхности композитного изделия. Слой гелькоута после высыхания прочно соединяется с эпоксидным материалом при ламинировании. Кроме того, благодаря гелькоуту эпоксидный материал защищается от ультрафиолетового света и образуется прочный и декоративный слой композитного изделия на внешней поверхности. Перед его использованием в него нужно добавить жидкий отвердитель. Необходимо отметить, что у данного материала довольно резкий летучий запах, поэтому с ним нужно работать в респираторе и в помещении с хорошей вентиляцией.
Склеивание детали
После того, как слой гелькоута высохнет в течение 5-8 часов, можно начинать ламинировать изделие. На этом этапе для выклеивания композитных деталей из стеклоткани используется специальная «фирменная» эпоксидная смола. Разведенная смола смешивается с хлопковым (микроцелюлезным) наполнителем до консистенции густой сметаны, и все рельефные места формы промазываются тонким слоем этой смеси. Только на практике можно установить толщину стеклоткани, необходимую для производства деталей. Например, 2 слоя саржевой стеклоткани 163 г/м2 использовали для фюзеляжа модели Ме-109.
Соединение половин формы
Если форма имеет большое отверстие в местах крепления крыла и в носовой части, нужно всю ткань подрезать на уровень фланца, и затем форму закрыть, скрутить болтами, и ленту из стеклоткани наложить по линии стыка.
Рубрика: Моделирование