Начинающим авиамоделистам
При выборе прототипа необходимо опираться на прочный фундамент аэродинамической теории моделей самолета. Многие начинающие авиамоделисты вначале совместно создают самолет, и только потом начинают изучать теорию. Им бесполезно что-либо советовать. Только после того, как начинающий моделист получит удовольствие от первых полетов, у него появится желание что-нибудь изучить. Модель самолета при брошенных ручках управления должна долго ровно лететь. При этом, она не должна срываться в штопор, и не заваливаться на крыло не только при полном штиле, но и при ветре.
Модель должна иметь продольную, поперечную и путевую устойчивость. Невозможно совершить полет на продольно неустойчивом самолете. Да, и очень большая продольная устойчивость не всегда хорошо. Такие зрелищные фигуры, как плоский штопор snap roll и многие другие 3D фигуры, невозможно совершить на самолете с излишней продольной устойчивостью. Также невозможно дать субъективную оценку, модель «шустрая» или «тупая», поскольку она тоже связана с продольной устойчивостью. В общем, продольная устойчивость является важнейшей характеристикой самолета. Начинающему моделисту надо четко понять ее природу, и овладеть методами, которые дадут возможность управлять параметрами продольной устойчивости. В этом и состоит залог не только удачного строительства новых моделей, но и дает гарантию грамотно, безаварийно эксплуатировать готовые модели самолетов.
Продольная устойчивость определяется взаимным положением центра тяжести (ЦТ) и ее фокуса. Под фокусом понимается точка приложения равнодействующей аэродинамических сил, которые воздействуют на все части самолета. В модели самолета, построенного по традиционной схеме, фокус определяется, в основном фокусом крыла, то есть точкой приложения равнодействующей аэродинамических сил, которые воздействуют на крыло, или, по-другому – центром давления. Положение фокуса крыла напрямую зависит от углов атаки и от профиля крыла. В целом продольная устойчивость модели зависит и от центровки, и от профиля его крыла, и от эффективности хвостового оперения.
Рубрика: Советы